Начало продаж Apple Watch перенесено

На американском сайте Apple вместо даты начала продаж Apple Watch 24/04/2015г. опять появилась заставка с текстом "The Watch is coming", русский аналог "Часы уже скоро будут". По всей видимости это можно понимать только как перенос даты начала продаж. Новый срок не указан. Идет ли речь только о Соединенных Штатах или перенос касается и всех других стран первой волны - в первые моменты было неизвестно. На национальных сайтах Apple во Франции и Германии дату начала продаж 24 апреля убрали позже.

Возможно в течение дня что-то изменится и мы получим разъяснения от Apple, но уже сейчас в сети идут жаркие споры, чем вызвано такое неоднозначное решение - реальным дефицитом устройств или мы имеем дело с манипуляционным маркетингом. В отсутствии достоверной информации слухи разрастаются до неправдоподобия - нередко звучат слова о провале продаж всвязи с малым спросом, о трудностях на производстве, ошибках маркетологов в прогнозе спроса на новинку и другие. Как бы то ни было, дату 24 апреля, видимо уже можно считать достоянием истории, а фокус с переносом начала продаж очередным нетрадиционным маркетинговым ходом корпорации. 

Помимо факта исчезновения даты с сайта Apple на настоящий момент имеются также сведения о письме от имени Анжелы Арендс - старшего вице-президента по розничной и интернет торговле, в адрес сотрудников розничных магазинов Apple, в котором она поблагодарила команду за отличную организацию примерок Apple Watch. Видимо необходимость такого письма связана как раз с переносом даты начала продаж.

Про новую дату сведения пока отсутствуют, от Анжелы Арендс прозвучало лишь, что до начала мая купить часы можно будет только через заказ в интернет-магазине. Означает ли это, что продажи начнутся 1-го мая? Вряд ли, скорее, фразу про "до начала мая" следует понимать как "новая дата еще не определена, но точно не в апреле".

Судя по срокам исполнения интернет-заказов, которые уже устанавливаются на июнь, дефицит оказался выше предполагаемого специалистами компании. После 10-го апреля поступала информация о почти миллионе часов, заказанных только жителями США. Позднее стала известна цифра общего числа предзаказов, сделанных через интернет во всех девяти странах первой волны продаж - 2,7 млн. часов Apple. Сравнивая эти данные с экспертными оценками запасов Apple Watch, основанными на анализе производственных мощностей - 5 млн. штук (к 10/04/2015г.) можно сделать вывод, что начало продаж пришлось перенести потому, что Apple не хочет начинать с пустыми складами, а из 5 миллионов больше половины уже продано в первые шесть часов интернет торговли.

Перенос даты начала розничных продаж напрямую влияет также и на появление часов Apple на российском рынке, поскольку основным источником до официальных поставок, да и в более поздний период, традиционно являются поставки новинок, закупаемых торговцами по розничным каналам. 

О влиянии факта переноса даты начала продаж на настроения покупателей можно поспорить, но в целом просматриваются два следствия - повышение ажиотажа и перегорание интереса у части потенциальных покупателей, которые, по большому счету компенсируют друг друга. Однако, по первому ощущению возникает такое чувство, как будто сорван праздник. Вернуть покупательский настрой в полной мере будет непросто, но, похоже, у Apple не оказалось выбора - было бы странно остановить интернет-продажи ради начала торговли в офф-лайн магазинах. И мы видим выбор меньшего из двух зол - перенос старта офф-лайн продаж.

Подозрения в адрес корпорации об искусственном подогревании ажиотажа представляются безосновательными, поскольку открытие офф-лайн каналов сбыта позволило бы, как минимум, удвоить объемы продаж, охватив также и аудиторию покупателей склонных к традиционным покупкам. Кроме прочего, и в Apple не могут этого не осознавать, розничные офф-лайн продажи являются способом приобщения рынков стран не попавших в список первой волны, что еще более увеличивает объемы. Чего бы ради Apple отказываться от простого способа увеличить выручку, да еще таким путем, способным навредить имиджу и испортить рынок.

Скорее всего в корпорации печалятся о необходимости переносить старт продаж более чем кто-либо. В конце концов, часы Apple рынок ждет уже около двух лет, и ничего смертельного от переноса даты не случится. А вот корпорация реально потеряет от этого. Но, как говорится, всех денег не заработаешь - уже проданные через интернет 2,7 млн. часов в первый же день интернет-продаж очень неплохой результат.